Мотивация для самых маленьких пациентов

Стоматология в XXI веке развивается стремительными темпами. Сегодня мы владеем не только обширными знаниями, а еще и безграничными возможностями применения их на практике. Материалы, технологии и оборудование в стоматологических клиниках находятся на высочайшем уровне развития. Доктора спасают зубы, которые ранее считались неизлечимыми. Уровень профилактики и гигиены достиг невероятных высот благодаря программам, разработанным нашими коллегами из Швейцарии, Чехии, США и других стран. Все эти факторы должны были повысить эффективность работы стоматологов и обеспечить пациентов здоровыми зубами.

Парадоксально, но на данный момент, как в детской, так и во взрослой стоматологии, объем необходимого лечения у пациентов неуклонно растет и самый высокий процент необходимой помощи приходится на лечение кариеса.

В ходе опроса стоматологов было выявлено, что одной из ключевых проблем является недостаточная мотивация пациентов. Лечение кариеса или его предотвращение возможно только при условии командной работы доктора и пациента. Детские же врачи-стоматологи должны мотивировать не только своих маленьких пациентов, но и их родителей.

Правило зеленой ручки

В целом работа по просвещению родителей малышей и взрослых пациентов идентична, а вот мотивация детей - более сложный процесс. Важно учитывать, что мы не можем одинаково обучать профилактике и домашнему уходу за полостью рта детей 1.5, 3, 6, 13 и 17 лет. По этим причинам вопрос: «Как корректно, правильно и эффективно взаимодействовать с пациентами» до сих пор остается актуальным.

Давайте вспомним, как нас мотивировали в детстве. Многих, наверное, ругали. В повелительном тоне беседовали о том, что мы должны стараться лучше чистить зубы. Делали акцент на обильный налет и на запахе изо рта. Пугали, что зубы сгниют и все нужно будет выдирать. К сожалению, подобная тактика не редкость и в нынешнее время. Состояние зубов у населения однозначно демонстрирует, что данный подход не дал положительных результатов. Известно, что самое сложное - это изменить привычный уклад жизни. Ожидать, что человек, который не следил за гигиеной зубов (своих и ребенка), начнет это делать после замечаний врача-стоматолога - это утопия.

Мне импонирует правило зеленой ручки: если во время обучения преподаватель хочет скорректировать наши навыки, он не берет красную ручку для выделения ошибок, ведь это часто вызывает неприятные чувства. Учитель использует зеленый цвет, отмечая достижения и корректно выполненные задания. В результате такой поддержки новые знания усваиваются быстрее, растет готовность их применять, а также появляется стремление выполнять задание еще лучше.

Этот же принцип работает в детской стоматологии и профилактики (даже по отношению ко взрослым пациентам). Когда мы уделяем внимание новым привычкам (правильной технике чистки зубов), важно подчеркнуть успехи и сильные стороны ребенка, чтобы вызвать интерес и желание осваивать навык. Такой подход делает процесс легче и приятнее. Пациента не ругают за грязные зубы, а делятся секретами сохранения зубов здоровыми и чистыми.

Как работают специалисты в детской практике?

С точки зрения психологии освоение новых навыков и поддержание интереса ребенка к обучению через игру является ключевым фактором успеха. В игровой форме дети легче усваивают новую информацию и развивают навыки. Это означает, что детский стоматолог должен быть обучен не только методикам лечения, но и коммуникативным стратегиям и способам взаимодействия с детьми разного возраста посредством игротерапии.

Существуют игры, которые побуждают ребенка задавать вопросы и рассказывать свои чувства и опасения. Не каждый прямо ответит, что пугает его в кабинете. А вот если пригласить на осмотр Львенка и спросить у малыша: “Какое у Левы настроение? Ему нравится в гостях у доктора? Он хочет что-нибудь спросить/рассказать?” Подобная игра может стать отправной точкой для применения техники “Ask-Tell-Ask” (Спроси - Расскажи - Спроси), которая не очень популярна в России, хотя является весьма эффективной. Помните, что вопросы могут быть совершенно разные. С их помощью мы не только узнаем информацию от пациента, а еще и побуждаем его слушать и воспринимать наш рассказ. Например: “Ты знаешь, что такое кариес? Сейчас я тебе все расскажу.”

Адаптация непосредственно к процессу лечения не менее важный и, порой, более значимый этап. Во время проведения санации полости рта по принципу «от простого к сложному» детский стоматолог использует поощрение в качестве одного из инструментов для управления поведением ребенка.

Словесная похвала и поддержка приятна каждому. Однако, подарок (например, игрушка или медаль/грамота) может играть значимую роль при позитивном подкреплении, а в будущем вызывать у пациента приятные воспоминания о посещении врача и желание прийти вновь.

Неспособность ребенка сотрудничать при лечении зубов не всегда связана с тревогой и необходимостью снижения уровня страха. Для некоторых возрастных групп столкновение с новой ситуацией воспринимается, как угроза и снижает вероятность успешного стоматологического лечения. Проверенным способом знакомства с новизной ситуации и ожидаемыми от пациента действиями является техника моделирования поведения с помощью ролевых игр. Где ребенок может выступать в роли врача или родителя, а игрушка-зубастик в роли пациента. Ребенок чистить зубы игрушечному малышу, учит его правилам поведения и транслирует поддержку, которую он сам хотел бы получить, находясь на месте «пациента». Таким образом задание, поставленное во время воображаемого лечение становится понятно малышу, он понимает, что он него требуется и формирует навыки того, как с этим справляться. Часто, после таких тренировок, дети даже не думают о том, что визит у стоматолога это то, к чему нужно готовиться и, где нужно что-то преодолевать. Порой, удается достичь идеального результата – ребёнок с удовольствием лежит в кресле и воспринимает происходящее, как игру, даже наслаждается процессом.

Работа детского стоматолога требует разностороннего подхода. Именно поэтому мы так любим проводить время с нашими пациентами. Важно не только получать и обновлять знания в процессе постдипломного образования, а еще и регулярно применять их в практике. Именно поэтому стоит обращать внимание на мотивацию пациентов.Серый кабинет, соответствующий санитарным нормам, вряд ли будет комфортным и гостеприимным для детей и их родителей. А вот место, где есть игрушки, вызывающие любопытство и помогающие чувствовать себя в незнакомой обстановке, воспринимается совершенно иначе.

Отдельно стоит отметить, что стоматологические клиники сегодня очень загружены работой. Персонал, в первую очередь, проводит лечение пациентов. При этом нельзя сбрасывать со счетов необходимость ведения медицинской документации, постоянное обучение и развитие, внедрение новых технологий, работу над повышением сервиса и комфортом малышей и взрослых, развитие социальных сетей и прочее.

Если перед каждой командой встанет необходимость создания своей линейкой обучающих материалов и игрушек для мотивации пациентов, то время потраченное на выполнение данной задачи неизбежно повлияет на качество работы над первоочередными обязанностями и проектами.

P.S.Если честно, я сама немного ребенок. Когда мне дарят в кабинет игрушки или я покупаю что-то интересненькое, сначала я играю с ними сама. Они стоят на компьютерном столе, участвуют в создании программ профилактики, я пишу с этими помощниками детские сказки. И только потом они уходят радовать моих пациентов.

лайк
интересно
полезно
скучно

Поделиться:

Для комментирования статьи - зарегистрируйтесь!

Понравилось? Расскажите друзьям!

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте уникальные и полезные статьи

  • Я согласен с политикой конфиденциальности